День Успения Пресвятой Богородицы посвящен переходу в вечную жизнь Божией Матери — Девы Марии. «Это один из самых больших церковных праздников, так называемых двунадесятых . Этот праздник почитался во всем древнехристианском мире, и в Древней Руси, и в Византии, и на Западе», — рассказывает «Ленте.ру» священник Русской православной церкви (РПЦ), клирик Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне Николай Савченко .
На Успение Пресвятой Богородицы в течение всей истории было немало разных точек зрения. Дело в том, что в канонических текстах нет точной информации о том, когда и при каких обстоятельствах окончился жизненный путь Девы Марии. Точно так же ничего не известно о ее погребении. Единственное, что можно узнать об этом из Нового Завета, — что после распятия Христа его ближайший ученик апостол Иоанн взял Марию на попечение — об этом говорится в Евангелии от Иоанна, глава 19, стихи 25-27. Там она молилась со всеми апостолами и в день Пятидесятницы получила дар Святого Духа.
Более подробная история Успения Девы Марии, принятая за основу во многих учениях, описывается в неканоническом Житии святых по изложению святителя Димитрия Ростовского . Согласно житию, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что пришло время войти в вечную жизнь: «Сын Твой и Бог наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Она с помощью молитвы собрала всех апостолов, которые окружили ее ложе.
На третий день с небес сошел Иисус Христос, и Богородица отдала душу свою в руки его. Тело Девы Марии апостолы положили в гроб и отнесли его в гефсиманскую пещеру, закрытую огромным камнем. Апостол Фома не смог присутствовать при этом таинстве. Когда он прибыл в Иерусалим, попросил открыть усыпальницу Богородицы, чтобы проститься с Пречистой Девой. Апостолы согласились, но оказалось, что Владычицы там уже нет — она воскресла и вознеслась в рай. Сохранилась только ее плащаница, которая сейчас хранится в церкви в Гефсимании.
Согласно похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому, в палестинских монастырях еще с того времени память Богородицы славили ежегодным торжеством. Но общепризнанным праздник Успения Пресвятой Богородицы стал лишь в конце VI века. Произошло это после того, как император Маврикий издал приказ, установив дату празднования Успения Богородицы 15 августа, приурочив ее к победе над персами, пишет Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви».
Также произносятся такие богослужения, как лития и стиховня. Это тоже хвалебные песни, которые на этот раз соединяются с молебнами. Затем звучат два канона (Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина ). И завершается литургия в честь праздника Успения следующей молитвенной песней: «Приими от нас песнь исходную, Мати Живаго Бога, и светоносною Твоею и Божественною осени благодатию; Императору победительная, христолюбным людем мир, оставление грехов поющим, и душам спасение подающи».